Редакция сайта ЕЛЦРК (www.elkrk.kz) с радостью объявляет об открытии новой рубрики «Cұхбат». «Сұхбат» — в переводе с казахского «интервью». Как вы понимаете, из названия рубрики, ежемесячно мы будем брать интервью у самых интересных людей в Евангелическо-Лютеранской Церкви и не только! Предлагаем Вашему вниманию первое публикуемое в нашей рубрике интервью с ректором Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви в Санкт-Петербурге, доктором теологии Антоном Владимировичем Тихомировым.
Сегодня у нас есть уникальная возможность напрямую пообщаться с ректором Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви в Санкт-Петербурге, доктором теологии Антоном Владимировичем Тихомировым. Рады приветствовать Вас на земле Казахстана, Антон Владимирович! Вы уже стали почётным гостем нашей Церкви, не первый год Вы приезжаете сюда с образовательными семинарами, а последний раз были на Синоде нашей Церкви именно как почётный гость. Поделитесь, пожалуйста, с нами Вашими впечатлениями о нашей стране, Казахстане и непосредственно о Евангелическо-Лютеранской Церкви Казахстана.
Я уже много раз бывал в Астане, но не могу сказать, что хорошо смог узнать вашу страну. Для этого все-таки нужно больше времени. Однако кое-что я увидел и понял: мне кажется, что отношения между людьми (совершенно даже не знакомыми людьми) здесь какие-то более человечные, уважительные, внимательные. Для меня это много значит. В любом случае, каждый раз я приезжаю в Казахстан и в Астану с огромным удовольствием. Мне у вас комфортно.
Во многом это касается и вашей Церкви. Да, как и везде, много проблем, вопросов. Но меня каждый раз восхищает умение осознавать их, организовать их решение и готовность двигаться вперед. Вы очень хорошо умеете ловить попутный ветер, когда он появляется, а когда нужно, то и упорно двигаться против ветра.
И еще одна вещь, уже богословская. Меня радуют два момента: во-первых, ваша твердость в своих убеждениях. Вы усиленно работаете над своей литургией, над осмыслением теологических вопросов, над укреплением церковного порядка. А, во-вторых, при этом открытость и готовность слушать и принимать иную точку зрения, размышлять над ней, не изменяя своим убеждениям.
Также интересно было бы услышать, как Вы увидели и чем запомнился для Вас прошедший Синод Церкви Казахстана 9-11 августа 2024 года в Астане?
Знаете, не могу сказать, что увидел нечто принципиально новое. Для меня все было так, как оно обычно у вас в Церкви и бывает: четкая организация, ясные решения, но при этом открытость и готовность говорить друг с другом. Вроде бы, ничего принципиально нового, но каждый раз это удивляет: оказывается, так можно! Оказывается, церковные структуры могут эффективно работать!
Этот Синод стал особой возможностью с благодарностью вспомнить все, совершенное на своей должности ныне почетным архиепископом Юрием Новгородовым. Мы с ним прошли долгий, не всегда простой путь. Но я смог убедиться в глубине, серьезности и эффективности его епископского служения, был тронут его человеческими качествами. Однако дело не в воспоминаниях, дело в надежде на дальнейшее сотрудничество и общение.
Очень важным для меня, конечно, стало и избрание Епископом Ростислава Новгородова, выпускника нашей Семинарии и уже вполне зрелого богослова. Я нисколько не сомневаюсь, что это решение станет для Церкви благословением. Со своей стороны мы всегда готовы поддержать Ростислава в его служении.
Расскажите, пожалуйста, немного об истории Теологической Семинарии и о том, как Вы стали её ректором. Получаете ли Вы удовлетворение от преподавательской деятельности?
Наша Семинария имеет богатую предысторию. Прежде всего, следует вспомнить о Теологическом факультете Дерпта (сегодня Тарту) – единственном теологическом факультете в Российской империи. Образование там давалось в области лютеранской теологии и на немецком языке. После Октябрьской революции связи с Эстонией оказались прерваны. Епископ Артур Мальмгрен организовал курсы для будущих пасторов в Ленинграде. Обучение там строилось на основе классической программы в Дерпте. Вопреки трудностям и сопротивлению властей эта ленинградская семинария смогла просуществовать десять лет, и была окончательно закрыта в середине тридцатых годов.
В период Перестройки и возрождения нашей Церкви снова возникла острая необходимость в пасторском образовании. Изначально ее пытались удовлетворить через отдельные курсы и семинары, которые проводились в Риге (где жил и работал Харальд Калниньш – первый после долгого перерыва епископ нашей Церкви), в Санкт-Петербурге или даже в румынском Сибиу (Херманнштадте).
В 1993 г. было решено создать собственную Семинарию. Для нее было выбрано место в деревне Новосаратовка под Санкт-Петербургом (бывшее немецкое поселение). Там было выкуплено здание бывшей и основательно перестроенной лютеранской церкви и прилегающая территория. Должен сказать, что решение организовать Семинарию там с самого начала было спорным. Относительно далеко от города, плохая транспортная доступность, практически полное отсутствие инфраструктуры, постоянные перебои с электричеством, плюс строительные и ремонтные работы не самого лучшего уровня и, невзирая на это, дороговизна в эксплуатации – все это сделало территорию в Новосаратовке не слишком удобной. Тем не менее, у многих выпускников Семинарии с ней связаны очень теплые человеческие воспоминания. Это было место интересных встреч и глубоких разговоров, потрясающих богословских открытий и серьезных молитв.
Когда стало окончательно ясно, что наша Церковь потеряла большую часть своих потенциальных прихожан, поддержка со стороны партнеров из-за рубежа существенно уменьшилась. Например, постепенно были отозваны все иностранные преподаватели. Одновременно упал и интерес к очному обучению со стороны прихожан: исчез первоначальный энтузиазм, а чисто материальные перспективы пасторского служения очень и очень скромны и не слишком привлекательны для молодых людей. Соответственно, было принято решение перейти на дистанционную форму обучения. Это произошло в 2013 г. Следующим логичным шагом стало расставание с Новосаратовкой, расходы на которую были откровенно непосильным бременем. В итоге в 2019 г. Семинария переехала в помещения Петрикирхе, в самом центре Санкт-Петербурга.
Что касается меня лично, то я был одним из первых студентов нашей Семинарии, поступив в нее в 1997 г. На тот момент у меня уже было журналистское образование и несколько лет опыта пасторского служения. После Семинарии я учился и получил степень доктора теологии в Германии. Начал преподавать в Семинарии в 2005 г., а ректором был назначен в 2007 г. На тот момент у нас еще было несколько преподавателей из Германии и Америки, но было решено, что возглавлять учебное заведение нашей Церкви должен россиянин.
Изначально я с некоторой настороженностью относился к преподавательской деятельности, даже ощущал на своих лекциях определенный дискомфорт. Однако теперь преподавание, общение со студентами доставляет мне огромную радость. Надеюсь, что она хоть немного взаимна!
Вы уже много лет являетесь настоятелем Церкви св. Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Удаётся ли Вам успешно совмещать пасторское служение и работу в Семинарии?
Я начал свое служение в церкви св. Екатерины еще в 1992 г., пастором стал в 1995 г. Конечно, совмещать работу в Семинарии и служение в общине не очень просто. Я и не претендую на то, чтобы исполнять пасторские обязанности в полной мере. Но у нас в общине прекрасная команда. Особенно большую поддержку я получаю от второго пастора нашей общины и ее председателя Эльвиры Жейдс и всех членов совета. Кроме того, поскольку мне интересны, прежде всего, предметы из области практической теологии, мне трудно было бы представить себе их преподавание без соответствующего служения. Поэтому можно говорить не только о трудностях, но и о том, что оба служения — пасторское и преподавательское — обогащают и даже взаимно обуславливают друг друга
Прихожане нашей Церкви интересуются: кто и как может поступить учиться в Семинарию? Какие критерии отбора, какие сопроводительные документы требуются для этого?
Для обучения в Семинарии есть ясные критерии. Необходимо наличие школьного аттестата (любое дополнительное образование приветствуется) и рекомендации от Церкви. Разумеется, человек должен быть крещен и конфирмирован. Мы общаемся с абитуриентами перед поступлением, но, в целом, доверяем церковным рекомендациям. Если она есть, значит, община и Церковь готовы принять на себя ответственность за этого человека и за его дальнейшее служение.
Могут ли обучаться в Семинарии девушки и женщины, которые служат в церкви учителями воскресных школ, занимаются молодёжным или диаконическим служением, с целью расширения своего богословского кругозора? Или же Семинария ориентирована только на тех, в ком видят будущего проповедника, пастора?
В общем и целом, наша программа рассчитана на подготовку пасторов и проповедников. Однако учиться можно (и даже необходимо!) всем, кто видит себя активным церковным сотрудником, не важно, в какой именно сфере. Все полученные у нас знания, а главное, навыки богословской работы будут для такого человека крайне полезны.
Насколько нам известно, выпускники Семинарии получат диплом о профессиональной переподготовке. Могли бы Вы подробнее разъяснить, в чём отличие профессиональной переподготовки от высшего образования? Необходимо ли, в таком случае, для получения диплома Семинарии наличие средне-специального или высшего образования, как того требует закон об образовании РФ (ФЗ 273 ст.76)?
Это довольно сложная тема. Здесь есть несколько законодательных пластов, с которыми не всегда легко разобраться. Отмечу лишь самое главное: лицензия (над обновлением которой мы сейчас работаем) – это лицензия на «подготовку служителей и религиозного персонала». Эта лицензия дается всем церковным образовательным учреждениям независимо от того, относятся ли они формально к высшему образованию или ДПО. Но в случае ДПО формальные требования к учебному заведению значительно снижаются, т. е. уровень и содержание образования от его формы существенно не меняется, но уход из сферы высшего образования значительно облегчает жизнь. Именно поэтому очень многие церковные образовательные учреждения в России используют форму ДПО.
Кроме того, профессиональная переподготовка — это ровно то, чем мы всегда и занимались. Семинария, действительно, не отвечает критериям для учреждений высшего образования. Сегодня мы хотим работать максимально прозрачно и честно.
Поскольку лицензия дается на церковное образование, то и допуск к нему регулируется церковными нормативами. Поэтому наличие высшего или средне-специального образования у поступающих в нашем случае не требуется.
Расскажите, пожалуйста, о дистанционной форме обучения в Семинарии. Являются ли очные семинары, проводимые Вами в Астане, частью образовательной программы Семинарии?
Обучение в Семинарии ведется в дистанционной форме, как я уже отметил, с 2013 г. Мы перепробовали множество разных способов его осуществления и накопили огромный опыт. Сегодня у нас все построено на высшем уровне. Простой пример: недавно я смог посмотреть «изнутри» на некоторые очень официальные дистанционные программы ДПО в очень серьезных учебных заведениях, на то, как они реализуются. Так вот: то, что делаем мы, находится на качественно куда более высоком уровне!
Наши студенты знакомятся с размещенными на специальной платформе учебными материалами, выполняют задания. Регулярно проводятся «живые» лекции онлайн.
Семинары, которые проходят в Астане, официально не являются частью обучения в Семинарии, но они значительно облегчают учебу для студентов. Ведь они получают возможность глубже познакомиться с материалами, задать больше вопросов, больше подискутировать. Не скрою, что такие семинары я иногда использую и как «испытательную площадку» для отработки, например, новых курсов.
Некоторые люди спрашивают, необходимо ли будет приезжать в Санкт-Петербург на итоговую аттестацию и защиту ВКР (*выпускной квалификационной работы) или можно будет всё это сдавать в Астане, во время Ваших приездов на семинары?
Обучение в настоящее время осуществляется полностью онлайн. Приезжать в Петербург для выпускных экзаменов нет необходимости. Все осуществляется дистанционно или на месте. Согласно нашему новому положению об итоговой аттестации, она проводится в виде ряда презентаций со стороны выпускника, которые сопровождаются собеседованием. Все это легко организовать без посещения Петербурга.
Могли бы Вы что-нибудь пожелать людям которые уже обучаются в Семинарии, а также тем, кто ещё только думает о поступлении. Быть может, Ваши слова станут для кого-то толчком к решению поступить на обучение в Семинарию…
Изучение богословия – невероятно увлекательное дело. Но и очень непростое. Оно требует целеустремленности, иногда очень серьезных волевых усилий, внутренней борьбы, а также открытости, готовности слушать и воспринимать новое. Поэтому мое пожелание: оставаться такими, какие вы есть, и о чем я уже упоминал в самом начале — умеющими слушать, слышать и говорить: говорить с преподавателями, общаться с другими студентами. И обязательно не забывать о духовной жизни: без молитвы и определенной духовной дисциплины обучение богословию вряд ли окажется очень плодотворным. И последнее: много читать! Художественная литература (даже детективы или фантастика), научно-популярные книги из самых разных областей знания, качественная публицистика – все это очень помогает в богословском становлении и развитии.
Благодарим Вас за увлекательную беседу! Желаем Божьего благословения в Вашем важном служении!
P/S Срок обучения в Семинарии составляет — 3 года. Обучение в Теологической Семинарии ЕЛЦ бесплатное для служителей ЕЛЦ и их помощников, всё обучение проходит в дистанционной форме. Если Вы захотели поступить в Семинарию, предлагаем Вам связаться с приёмной комиссией по контактам указанным на официальном сайте: http://www.luther-theology.ru, либо обратитесь за помощью к Вашему настоятелю прихода, в случае необходимости он может оперативно связаться по этому вопросу с Епископом Церкви. Напоминаем, что согласно законодательству Республики Казахстан, служители религиозных объединений обязаны иметь образование в сфере теологии и религиоведения.
Редакция сайта www.elkrk.kz
13.10.2024 Астана, Казахстан