«…но вот мы живы.»

Автор: | 16.09.2024

1-го октября Церковь Казахстана вспоминает пастора Ойгена Бахмана.

Фотокарточка Ойгена Бахмана (Акмолинск 1959 г.)
 Глава  I. "Нас почитают умершими, но вот мы живы"
В нашем церковном календаре не так уж и много памятных дат. Иногда даже создаётся ощущение что не помнить прошлого стало одной из основных черт современного христианства. Однако, правильно ли забыть тех людей, кто сыграл ключевую роль в восстановлении церкви? Честно ли так поступить, по отношению к ним?
Ойген (Евгений) Бахман – пастор первой официально зарегистрированной общины в СССР в 1956 году, в городе Акмолинске (нынешняя Астана). Первого октября, в день окончания его земного пути (01.10.1993), мы вспоминаем о том, через что прошла церковь и общины, через что прошел он как человек и как служитель Божий. В этом году исполняется 31 год с того дня, как он ушел в Вечность. «Нас почитают умершими, но вот мы живы» (2Кор.6:9) этот стих из Писания был названием книги Ойгена Бахмана, посвященной описанию жизни общин в Казахстане и в целом в СССР, а также именно эти слова в виде вывески всегда были в музее старой церкви Астаны, всегда оставаясь девизом нашего служения.
Ойген Бахман родился 2 марта 1904-го года в немецком поселении Вормс, Херсонской губернии, Российской Империи. Он родился в церковной семье, его отец был ключарь (кюстер) местной церкви.
С 1926-го года Бахман обучался в Евангелическо-лютеранской семинарии в Ленинграде, успешно окончил её в 1929-ом году, в том же году был ординирован в пасторы. После своей ординации служил пастором два года в приходе села Джелал (Крым, Евпатория). С 1930-го года служил пастором в церкви Святой Анны (Анненкирхе) в Ленинграде. Полученное им богословское образование было весьма высокого уровня и будучи пастором в Анненкирхе он также с 1930-го по 1932-ой год был преподавателем церковной истории в Теологической Семинарии Евангелическо-Лютеранской Церкви.
В 1934-ом году он арестован по обвинению в антисоветской деятельности и приговорен к пяти годам исправительных работ. (Реабилитирован спустя 28 лет, в 1962-ом году.) По известным нам данным свой срок он отбывал в одном из лагерей спецназначения в Сибири, по другой же версии в посёлке Чибью, Коми АССР. После освобождения работал аптекарем, здесь также, по основной версии в Оренбурге, по другим данным в Ухте. После издания указа ВС СССР от 28.08.1941 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» был депортирован в Казахстан.

Глава II. "Глас вопиющего в пустыне"
  В 1992 году, епископский визитатор Казахстана и Средней Азии, Генрих Ратке, посетил общины Казахстана в компании с доктором Георгом Кречмаром и Епископом Харальдом Кальныньшем. Вот как он описывает впечатление от встречи с теми людьми в своей книге «Церковь в пути»:
«Во время своей поездки в 1992 году по Казахстану я встретился с общинами, которые говорили, что мы были первыми, кто посетил их извне после Второй мировой войны. Под «извне» понималась не заграница, а другие места, которые удалены более чем на 100 км…
Тяжесть пережитого ими превышает силу нашего воображения. Возьмём составленный Ойгеном Бахманом список из 68 пасторов, которые умерли мученической смертью: расстрелян «как заложник», «убит как священник», «пропал без вести», «судьба неизвестна…
Большинству жертв было отказано даже в месте на кладбище; они были похоронены где-то в общих могилах, которые невозможно отыскать. Но в десятилетия преследований именно на кладбищах появляются знаки того, что христианская община выжила. Там кто-то тайком прочитал на могиле «Отче наш», здесь и ещё где-то это выливалось в богослужение. Сосланные в Казахстан и Среднюю Азию женщины могут рассказать о том, как они вместе с детьми молились в землянках и рассказывали там истории из Библии. Во многих местах именно женщины первыми тайно собирали общины…»1

Примерно с 1955 года, а возможно и раннее, подпольно, в городе Акмолинске начинает собираться община под руководством пастора Ойгена Бахмана. Помимо общины Акмолинска, он также посещал иные известные ему общины в Казахстане и Средней Азии.

Глава III. "Агенда Бахмана"
  «Следует прочитать книгу Айтматова «И дольше века длиться день», чтобы понять своеобразное очарование этой земли. Родившийся в Средней Азии, и живущий там писатель в своей книге «Плаха» также изображает злоупотребление человеком и окружающей средой и демонизацию власти. Несмотря на близость писателя к исламу, для него в разговоре с Пилатом носителем надежды на человечность становится Иисус»2
Великая степь была и является колыбелью тюркского мира, его культуры и языка. Казахстан – это не «осколок» Советского Союза. На персидском языке эта страна называлась «Дешт-и-Кипчак», в русских летописях её назовут «Половецкая степь». Взгляд степняков на жизнь и на окружающих был весьма специфичен. Так в степи царили свои особые законы, к примеру кровная месть табуирована. Один из законов степи напоминал слова пророка Исаий, «пригласи путника в дом и накорми голодного». Гость в доме именуется зачастую с прилагательным словом тождественным понятию «Господь» – Құдай.
Всё, что окружало этих людей: суровый климат, огромные расстояния и кочевой образ жизни, привели их к подобному отношению к человеку и гостю в первую очередь. Это особое отношение к людям и помогло сохранить множество жизней депортированных народов, когда местные пускали их в свой дом и делились последним куском хлеба.
Практически ровная и бесконечно далёкая линия горизонта, заставляла думать о Вечном Царстве Небесном, в то же время пережитые лишения и суровая реальность в которой жили верующие повлияла и на их восприятие мира:
«Но не сопровождала ли их всегда некая духовная установка: у нас здесь нет никакого постоянного места, мы вечно в странствиях, как некогда Авраам?!Именно это сквозит в их словах, когда они прощаются с вами: «До свидания! – и если не здесь, то тогда в вечности!»3
В сентябре 1956-го года, Акмолинский приход Бахмана официально признан в качестве «Евангелическо-Лютеранской общины». Это была первая официально зарегистрированная община, после фактической ликвидации Евангелическо-Лютеранской Церкви в конце 1930-х гг. На протяжении последующих десяти лет, она оставалась единственной официально зарегистрированной общиной (за исключением стран Прибалтики) в СССР. Казахстан стал колыбелью, в которой вновь оживала Лютеранская Церковь Советского Союза.
После 20-го съезда КПСС пастор Бахман добился разрешения на получение религиозной литературы, церковной утвари и пасторского облачения из ГДР. Главным памятником тех событий стала алтарная картина общины, где воскресший Христос с пронзёнными ладонями говорит слова из Евангелия от Матфея: "Придите ко Мне, все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас".
Здесь же в Казахстане, Бахман создаст известную на весь Союз «Агенду» (Агенда – это служебник и требник совмещённые в одной книге, так её называют в Лютеранской Церкви), потом её станут называть в общинах «Агенда Бахмана» или совсем по простому «зелёная книжка». Выход этой книги – событие Союзного масштаба в Лютеранских общинах. Многие братские общины пользуются ей и по сей день.
Вот, как оценил роль «Агенды Бахмана» в возрождении и становлении литургической жизни общин ЕЛЦ, Архиепископ д-р Георг Кречмар:
«Наши общины, даже во времена тяжелейших репрессий, старались в меру своих сил сохранять старый привычный для них порядок богослужений наряду особым порядком братских собраний…
Некоторые элементы порядка богослужения проистекают из практики времён Иисуса и Его Апостолов. Ход богослужения строится по традициям, присущим древним устоям западного христианства и виттенбергской реформации.
Последнее русскоязычное издание датировано 1916 годом. Однако, после революций, начиная с 1917 г., больше невозможно было его использовать в данном формате. Пастор Евгений (Ойген) Бахманн подготовил к изданию выдержки из этой агенды. После его переселения в Западную Германию в 1972 она было напечатана фондом Мартин-Лютер-Бунд в Эрлангене. Эта небольшая зелёная книжечка стала, пожалуй, основной агендой для всех наших общин и явилась для них благословением.»
4

Глава IV. Едины во Христе
 «Какими бы скромными и простыми не казались условия жизни, взгляды и позиции в общинах там, далеко на востоке, они имеют глубокие духовные корни. Во время наших посещений и встреч нас вновь и вновь одаривали духовно. Как церковь этой страны (Германии) мы годились им в ученики. «Они не нуждаются в сострадании, ибо располагают собственным величием».5
10 сентября 2017 года, на встрече, где были представители всего Союза ЕЛЦ Архиепископ Юрий Новгородов отметил:
«Для нас благословение, что вы все здесь собрались. Действительно важно, что мы представляем разные традиции, разное благочестие и у нас есть возможность учиться друг у друга. Приятно, что прозвучала высокая похвала литургичности нашей церкви, мы стараемся хранить церковные традиции. Основателем возрождающейся церкви Казахстана был пастор Ойген Бахман, который имел полное теологическое образование, он был человек очень церковный. В тоже время у нас есть группы и общины, которые придерживаются братской традиции благочестия, мы стараемся хранить и то и другое.»6
Многое было пройдено за эти годы служения Церкви в нашей стране, мы благодарим Бога за наших давних братьев и сестёр из Церкви Мекленбурга, сегодняшней Северной Церкви. В Казахстане налажен хороший диалог с общинами братской традиции Караганды и Саймасая. Также мы осознаём важность сохранения единства церквей, находящихся в Союзе ЕЛЦ. Мы объединены одной верой и одной исторической судьбой, важно не потерять это богатство, но приумножить его, даже если в каких-то богословских темах мы стали иметь свой особый взгляд.
Представители же некоторых Лютеранских церквей на территории СНГ, входящие в Международный Лютеранский Совет и строящие свои отношения с американской церковью "Синода Миссури", имеют привычку называть нашу Церковь - «немецким приходом». Эти слова звучат как подчеркивание некоей нашей "не консервативности", что конечно же совершенно необоснованно. Каждому, кто использует такие слова в адрес моей Церкви, я говорю: «Что вам известно о Церкви Казахстана? На чём основано ваше мнение?». К большому сожалению, люди практически ничего не знают о нашей истории и нашей вере, но почему-то очень уверенны в своих предубеждениях. За короткое время служения Епископом Казахстана, я столкнулся с подобными высказываниями уже трижды, дважды это были непосредственно служители подобных церквей. Надеюсь, что данная статья послужит хорошим подспорьем к дружескому общению и взаимному уважению. Я не считаю, что перед кем-то мы должны оправдываться за приверженность нашей церковной традиции. Быть может прошло время стереотипов? Не лучше ли нам начать здоровый диалог друг с другом? Почему бы нам не позаботиться о прихожанах наших Церквей, указывая им пример стремления к единству Церкви? Если, конечно, призыв Христа воспринимается нами всерьёз и мы осознаём свою ответственность перед Богом.
Пастор Бахман с членами Совета общины Акмолинска (Казахстан)
 "Это было недавно, это было давно". Когда-то в общине Акмолинска началась новая история Лютеранской Церкви. В дань памяти и благодарности за служение единству Церкви пастора Ойгена Бахмана, а также в знак нашего стремления к сохранению единства Лютеранских Церквей на территории бывшего Советского Союза, этот день будет отмечен и в наших календарях. 
1 октября - День памяти пастора Ойгена Бахмана.

Автор статьи:
Епископ ЕЛЦРК Ростислав Новгородов
Астана, 30 сентября 2024.
(Все представленные фотографии принадлежит церковному архиву общины Астаны.)
  1. Генрих Ратке «Церковь в пути» ↩︎
  2. Там же. ↩︎
  3. Там же. ↩︎
  4. Георг Кречмар, предисловие к новой «Агенде» 1999 г. ↩︎
  5. Генри Ратке «Церковь в пути» ↩︎
  6. Официальный сайт ЕЛЦРК elkrk.kz ↩︎
Делитесь и подписывайтесь: