Первые лютеране в Казахстане появились вместе с возникновением поселений переселенцев и военных фортов и гарнизонов. Это были, прежде всего, офицеры, врачи, инженеры, учителя, ремесленники и, конечно же, земледельцы. Сведения о первых общинах лютеран относятся ко второй половине XIX века.
Стоит заметить, что в дореволюционной России лютеранская Церковь была второй по значению после Православной. И между этими Церквями были особые отношения. Большое количество лютеран занимали ключевые посты в государстве. Собственно говоря, начиная с Екатерины II, все императрицы России были выходцами из лютеран, лишь в силу условий занятия трона принимавшими православие. Согласно указу от 1832 года, конституировавшего положение лютеранской Церкви в России, де-юре ее главой являлся Российский император. (На это стоило бы обратить внимание тем, кто по незнанию порой пытался применить к лютеранам наименование «секты»).
В Акмоле существование лютеранской общины датируется 1895 годом. В это же время существовали общины в Усть-Каменогорске, Семее, Петропавловске и других городах и крупных поселениях. К сожалению, из-за недостатка архивных материалов не всегда удается датировать возникновение.
В 1936-1937 гг. по лютеранской Церкви, также как и по другим, был нанесен страшный удар. Церкви закрыты, имущество конфисковано, многие священники арестованы. Начавшаяся в 1941 г. война усугубила положение лютеран. Так как основными носителями лютеранства были немцы, то между словом лютеранин и словом немец практически стоял знак равенства. Война, к сожалению, поставила долго не стиравшийся несправедливый знак равенства между «фашист» и «немец» со всеми вытекающими последствиями: «лютеранин» = «немец» = «фашист».
К сожалению, было напрочь забыто, что это были добропорядочные граждане и патриоты своей Родины, немало потрудившиеся для ее блага. В результате депортации 1941 г. немцев в Казахстане оказалось около 1 000 000 человек. Примерно около 2/3 от общего числа были лютеране. Несмотря на жесткий режим, верующие тайно собирались для молитв.
За годы репрессий был уничтожен практически весь пасторат Церкви. Из почти 2000 пасторов и служителей Церкви в живых осталось 3 человека.
Один из них пастор Евгений Бахман в 1955 г., освободившись из лагеря, приехал в Акмолу. В этом же году он провел первое за много лет Богослужение в доме по улице Куйбышева (ныне Баян-Аул 101). Два года потребовалось ему, чтобы официально зарегистрировать общину. Таким образом, в 1957 году была официально разрешена первая, после разгрома Церкви, лютеранская община. И на протяжении последующих десяти лет она оставалась единственной официально разрешенной на всей территории СССР.
Именно из нынешней Астаны, из Казахстана началось возрождение лютеранской Церкви в СССР. Благодаря этому уже в те годы Акмолинск и Казахстан становятся известны во многих странах мира, где существуют лютеранские Церкви. Еще в советский период Казахстан посетили Генеральный Секретарь ВЛФ и руководитель европейского отдела ВЛФ.
Общины лютеран в Казахстане в 70-80 годы XX века были практически во всех городах и многих населенных пунктах. Численность городских общин достигала нескольких тысяч. Массовая эмиграция немцев в 90-е годы прошлого столетия резко снизила количество общин и их численность.
В Церкви нет фиксированного членства, этого не требует вероисповедание и Священное Писание, да и Церковь это не политическая партия, для которой это необходимо. Если пойти путём, который сейчас используется в статистике доминирующих религиозных общин (во главу этого метода положен принцип этнической принадлежности), то можно говорить примерно о 180000 лютеран в Казахстане. Это, конечно же, не означает, что все эти люди в Церкви, но на вопрос о вероисповедной принадлежности они отвечают, ассоциируя себя с лютеранством.
Второй метод, используемый уже самими Церквями, базируется на записях в Церковных книгах Крещения и Конфирмации, позволяет говорить о порядка 15000 – 17000 членах Церкви. Однако о полноте этих данных можно говорить, начиная лишь с 1989 – 1991 года, т.к. сохранившийся в памяти страх репрессий приводил к тому, что до этих лет записи не велись. Опять же это вовсе не означает, что все они еженедельно бывают на Богослужениях. Но они в орбите Церкви.
Давая эти цифры, мы ориентируемся на будние дни, а не на Церковно-праздничные богослужения, где число вырастает в разы. Возможно цифры не впечатляют, но это честная, а не дутая статистика.
До 1993 г. наши общины входили в еще существующую единую на постсоветском пространстве лютеранскую Церковь.
Но обретение Казахстаном независимости, юридические и жизненные реалии привели к регистрации самостоятельной «Евангелическо-лютеранской Церкви в Республике Казахстан».
Все общины ЕЛЦ служат Богу и людям. В общинах проводится работа с детьми и молодежью (все дети имеют письменное согласие родителей, хотя в большинстве это дети прихожан) в духе соблюдения моральных и нравственных заповедей, любви к Богу и ближним, любви к своей Родине и исполнению пред ней своих гражданских обязанностей. Для протестантов исполнение гражданского долга, служение своему отечеству, патриотизм всегда были и есть почетная, определенная Богом обязанность, исполнение которой никогда не ставилось под вопрос или сомнение.